Utomlenie1   Школьные учителя часто жалуются на отсутствие у детей здорового энтузиазма на уроках, заинтересованности, они характеризуют состояние многих современных школьников как сонное и вялое, жалуются на невнимательность, неспособность детей сосредоточиться, от чего страдает успеваемость, ребята с трудом усваивают школьную программу.
   Утомляемость – свойство организма утомляться, уставать в результате затраты энергии.
   Головные боли, переутомление, бессонница – эти симптомы хронической усталости все чаще встречается у детей школьного возраста.
   Детская усталость подразделятся на физическую, интеллектуальную и эмоциональную.
   Причины усталости у школьников лежат в не соблюдении режима дня ,несбалансированном питании, недостатке в организме ребенка витаминов и микроэлементов, качестве питьевой воды.
   Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д.
   Правильный режим – главное условие сохранения здоровья. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.
   Основными элементами режима дня школьника являются:
– учебные занятия в школе и дома;
– активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
– регулярное и достаточное питание;
– физиологически полноценный сон;
– свободная деятельность по индивидуальному выбору.
   Если ребёнок, приходя из школы, жалуется на усталость и головную боль, нужно проанализировать, что он ест на завтрак в школе и дома. Одной из причин его недомогания может быть неполноценное питание.
   Почему необходим завтрак? В школе дети тратят много умственной и физической энергии, поэтому им необходимо основательно подкрепиться перед занятиями, иначе они будут основательно уставать и не смогут хорошо усваивать учебный материал.
   Как лучше организовать завтрак школьника?

   Это зависит от физических данных ребенка, пристрастий в еде и его биоритмов. Так, у детей «жаворонков» по утрам хороший аппетит, а вот дети «совы» от утренних завтраков часто отказываются. Если ребенок ест по утрам с удовольствием, нужно этим воспользоваться и покормить его основательно перед школой. Но не стоит впихивать еду насильно – такие действия вместо пользы могут привести к развитию у ребёнка невроза в виде стойкого отвращения к еде. Лучше дать ребёнку что-нибудь из еды с собой.
   В утренний рацион школьника обязательно должны входить продукты, богатые белками, поскольку белки, повышая возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптацией детей к школьным нагрузкам. Это могут быть бутерброды с сыром, колбасой, ветчиной, или рыбой; кусок отварного мяса, любая молочная каша, омлет, вареное яйцо, творог, йогурт. При дефиците времени можно ограничиться стаканом молока или кефира с булкой. Помимо белковой продукции на завтрак ребенку желательно давать и что-нибудь из растительной пищи: яблоко, грушу, апельсин, огурец, помидор. Не стоит по утрам игнорировать горячее питьё: чай с лимоном, ягодные морсы, какао.
   Важно, чтобы завтрак ребенка был питательным и разнообразным по составу пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов.


Примерные рекомендации родителям.

Utomlenie2   Завтрак должен быть питательным и разнообразным по составу пищевых веществ.
   Дома всегда должен быть приготовлен обед из двух блюд.
   Ужин должен быть полноценным, но "лёгким", содержать творог, йогурты, фрукты.
   Следующая причина утомляемости школьника – качество питьевой воды. Ведь это всем известно, что человек более чем на 80 % состоит из воды, и не учитывать этот факт нельзя. Учеными были проведены исследования, в ходе которых доказано, что даже минимальное снижение количества воды в организме человека приводит к снижению его работоспособности почти на треть.
   Тем не менее, большинство российских школ не имеют в наличии питьевой воды надлежащего качества. Школьные столовые располагают только чаем, кофе, компотами и у ребенка нет возможности в школе попить простую воду.
   Общий же недостаток воды в организме приводит к расстройству работы кишечника и мочеполовой системы. Причину, так сказать, нервных расстройств тоже нужно искать в первую очередь здесь: нередко уменьшение употребления питьевой воды приводит к снижению способности школьника сосредоточиться, он теряет активность, ему хочется спать, пропадает интерес к занятиям.
   Но хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что употреблять в качестве питьевой воду из водопровода нельзя! Вода должна быть только хорошего качества.
   Как же помочь нашим детям вырасти здоровыми? Прежде всего, проследите, чтобы ваш ребенок употреблял питьевую воду хорошего качества. Она должна быть обогащенной кислородом и чистой, то есть не содержать вредных химических примесей и излишнего количества минералов.
   Да, в школах сегодня такой питьевой воды пока нет, но родителям не стоит ждать, пока изменится обстановка в образовательных учреждениях, и стоит самим позаботиться о здоровье своих детей. Каждому классу под силу установить в своем кабинете кулер для питьевой воды.
   Есть еще такой вариант решения задачи по обеспечению ребенка питьевой водой – это снабжение его ежедневно водой в бутылках. Тут есть определенные минусы: придется увеличить вес и так нелегких портфелей наших школьников.
   Немалую роль в утомляемости школьников играют большие нагрузки и негативные отношения с одноклассниками или учителями.
   Избавить ребенка от усталости можно, отменив (дополнительные занятия, секции и кружки) или рационально распределив нагрузки в течение дня.
   Разумно перестроить график занятости ребенка, предоставить ему хотя бы час в день спокойного времени и возможности побыть одному.
   Снять усталость и стресс у детей младшего школьного возраста поможет детский оздоровительный массаж, общеукрепляющая процедура, стимулирующая защитные силы организма. Вода также поможет снять накопившееся напряжение и усталость у ребенка. Для этого нужно просто принять душ, ванну или умыться под струей воды.